МЕДИТАЦИИ
ВИПАССАНА

Раздражительность и недовольство

Перед началом размышления отключитесь от текущих забот, почувствуйте дыхание в своем носу или же сосредоточьтесь на кистях рук, сфокусируйтесь на предстоящей внутренней работе. Посидите так некоторое время, вполне хватит одной минуты, после чего приступайте к изучению тезисов.

Пребывайте в бодром и собранном состоянии сознания на протяжении всей медитации. Только так возможно менять активные нейронные связи. Если внимание становится рассеянным, поверхностным, то лучше закончить медитацию, чтобы не обесценивать ее силу.

После завершения работы над тезисами улыбнитесь, поблагодарите своего Учителя (или окружающий мир) за возможность изменить ваше «я».

Возможно, стоит поставить напоминалку на мобильный телефон с наиболее резонирующими аффирмациями, чтобы пару раз в день их читать и применять в течение суеты рабочего дня.

ТЕЗИСЫ

  • Я раздражаюсь на людей потому, что они не соответствуют моим ожиданиям. Я подсознательно ожидаю от них какого-то поведения, каких-то реакций. Когда же окружающие ведут себя иначе, я начинаю злиться.
  • Причина недовольства в моих ожиданиях. Если я откажусь от своих ожиданий, то события не будут повергать меня в раздражение или в недовольство.
  • Нужно научиться предоставлять людям возможность быть собой. Они такие, какие есть. Я не могу изменить это своим недовольством. Людям можно помочь только своим примером, если они готовы принять помощь в таком виде. Но если у них нет этой потребности – значит, так тому и быть.
  • Пусть люди действуют согласно своему разумению. Это их выбор, за который они несут полную ответственность перед своей жизнью, перед законами Кармы, но не передо мной. Я несу точно такую же ответственность за свое поведение перед теми же категориями. Это ставит меня на одну ступень с любым из окружающих. Вряд ли я могу выступать судьей их поступков в этом случае.
  • Ожидания определенного поведения от других происходят из подспудной установки моего превосходства. Из моей уверенности в том, что я знаю «как надо поступать правильно». Но я еще в пути по очищению сознания. Это означает, что я могу ошибаться, когда оцениваю степень правильности поступков других людей. Исторически тому есть немало примеров, когда поступки святых людей получали негативную оценку современников, якобы знающих, как правильно поступать. Значит, и я не могу выступать мерилом чужих поступков. Все, что я могу, – свидетельствовать их как данность внешнего мира и выбирать свое собственное ответное поведение согласно моей духовной практике.
  • Нужно прочувствовать и научиться не забывать в суете (поставить напоминалку), что у каждого живого существа свой отдельный путь. Это даст сил не ожидать от людей чего-то, чем они не являются на данный момент своего пути. Фактически это прощение людям того, что они находятся в пути так же, как и я.
  • Я раздражаюсь, когда люди или обстоятельства становятся препятствием на пути моих желаний. Мне стоит поумерить свои желания, отстраниться от них, диссоциировать себя с моими желаниями. Смириться с тем, что каким-то желаниям не суждено сбыться и вряд ли это плохо для моего духовного роста. Так у меня будет меньше поводов для раздражительности и недовольства настоящим.
  • Привязанность к близким людям усиливает мое недовольство от несбывшихся ожиданий. В отношении близких мне сложнее сдерживать свои претензии и практиковать отказ от ожиданий. Стоит задуматься над тем, чтобы уменьшить мою привязанность. Часто привязанность мы путаем с любовью, но это две противоположности: любовь всегда задыхается от привязанности, а привязанность расцветает там, где нет подлинной любви, замещает ее. Не стоит бояться ослаблять свою привязанность к кому-либо, это, наоборот, усилит любовь. Все истинное станет истинным, а ложное – ложным.
  • Поступки окружающих людей по отношению ко мне являются отражением моего текущего духовного статуса. Таким образом, любое событие – это отражение меня во внешнем мире. Нужно научиться рассматривать любое поведение людей, тем более моих близких, как указание на мои собственные недоработки, в частности, на мои ожидания, мои желания, мои привязанности.
  • Я буду свидетельствовать поведение людей, но не ожидать от них «правильных» действий. Сам я буду поступать так, как считаю нужным. Я могу исправлять их ошибки, если это требуется, но не для того, чтобы указать им на их несовершенства. Я буду наблюдать за собой, чтобы при исправлении чужих ошибок во мне не рождалось обвинение или трансляция моего превосходства.
  • Я не начальник для своих подчиненных (родитель для детей и т.д.). Я гораздо больше – я часть безграничной Вселенной. Я играю роль начальника/родителя/коллеги, притворяюсь им. Я буду хорошо играть эту роль, чтобы никто не смог заподозрить, что я не настоящий начальник/родитель/коллега, а бесконечный открытый космос, который смотрит на окружающих через глаза. (Пожалуй, стоит поставить напоминалку, чтобы не забывать про это)

ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

  • Когда мои подчиненные не выполняют заданий, я буду давать необходимую обратную связь. Я буду уделять внимание конструктивным моментам, а не генерировать мое эмоциональное отношение. Любой проступок моего подчиненного – это стежок в полотне событийного поля Вселенной. Он является неизбежной и равноправной частью этого целостного полотна. Обозреть все полотно мне пока не по силам. Никакой стежок не должен меня раздражать. Вполне возможно, что этот подчиненный своим проступком невольно спас мне жизнь – я не знаю, к чему ведут те или иные цепочки событий в этом полотне. Злиться на полотно, на его рисунок – глупо и бессмысленно.
  • Люди недостаточно уважают меня. Им наплевать на мое мнение и мою значимость. Они не считаются со мной. Меня это злит. Источник моей злости – ожидание признания моей значимости. Но если бы я был действительно достоин уважения, разве можно было бы меня разозлить так легко? Пожалуй, я заслуживаю такое отношение к себе. Если я смогу стать другим, то и отношение ко мне поменяется. Практика отказа от ожиданий, практика приятия мира каким он есть – меняют мое эго самым прямым образом, делая меня неуязвимым к непризнанию моей значительности.
  • Первый мой шаг, чтобы стать сильнее – отказаться от ожиданий. Я стану более устойчив психически, более независим от мнения окружающих. Независимость – удел сильных личностей.
  • Я готов предоставить людей самим себе. Пусть не уважают меня, пусть поступают так, как считают нужным. Это их выбор. Мой выбор – не ожидать от окружающих ничего.
  • Если я должен заботиться о членах семьи, то это моя обязанность, это моя ответственность перед законом Кармы. Они не обязаны заботиться обо мне в ответ на это. Их поступки – это их личные отношения с законом Кармы, я мало знаю об этих отношениях, чтобы выступать судьей для кого-либо.
  • Я не должен требовать ответной заботы только потому, что такие установки прописаны у меня в подсознании. Этого явно недостаточно, чтобы иметь право на недовольство в отношении других людей. Мало ли что у кого прописано в его нейросети, это не может налагать на других людей необходимость соответствовать этому. Ведь тогда и я сам должен буду соответствовать чьему-то подсознанию. Если я должен заботиться – я буду это делать. Если я не должен заботиться – я не буду это делать. Но требовать (ожидать) от кого-то уважение или заботу противоречит принципам моего пути.
  • Когда я ожидаю от окружающих заботу или уважение, это ослабляет меня. Я уподобляюсь собачке, ждущей внимание хозяина.
  • Если близкие будут проявлять заботу обо мне, я должен буду ее принять со смирением и благодарностью. Я не буду ощущать себя так, что это положено мне по заслугам или по социальному статусу. Я не буду считать, что это должно быть на постоянной основе. Мне ничего не положено, поэтому я буду благодарен за заботу и внимание каждый раз.
  • Я не могу знать своих заслуг перед другими. Если мне кажется, что я достоин уважения или заботы, то это иллюзия. Ощущение заслуг ложное. Оно формирует ожидания. Ожидание признания моих заслуг, ожидание уважительного поведения, ожидание похвалы разрушают меня. Я больше не буду ожидать всего этого.
  • Когда я делаю кому-то что-то хорошее: забочусь, прощаю, поддерживаю, – я делаю это для реализации своей жизни. Это мое решение так поступить. Мне никто ничего не должен за мои решения. Люди имеют полное право не замечать моих добрых поступков, не отвечать взаимностью, не выказывать почтения.
  • Я часто раздражаюсь на близких мне людей. Но жизнь очень хрупка. В любой день жизнь близкого мне человека может оборваться. (Пожалуй, мне стоит поставить напоминалку об этом). Мы этим не управляем. Когда его не станет, каково мне будет вспоминать о том, что столько много времени я был зол на него? Разве я вспомню, что являлось поводом для очередной ненависти, обид и упреков?
  • Мое недовольство может привести к смерти близкого человека. Каждый раз направляя на него свою злость, я разрушаю его. Я не знаю наверняка, хватит ли ему жизненных сил справиться с очередной порцией моей ненависти. Это может породить смертельный недуг или фатальное происшествие в любой день. Такова цена моей эмоциональной распущенности.
  • Сколько времени своей жизни я провожу в состоянии раздражения, ненависти, злости, обиды? Сколько времени я трачу на упреки? Это разве нормально? Во что превращается моя бесценная жизнь? На что я трачу свой шанс обрести свободу?
  • Сколько времени я провожу в состоянии самонаблюдения и контроля? Сколько слов поддержки и участия я сказал сегодня? Сколько времени я дарю любовь окружающим людям и желаю им избавления от страданий?
  • Нередко я являюсь источником страданий для других людей. Об этом ли я мечтал? Разве я такой на самом деле? Какой я в глазах других?
  • Настоящее счастье не в том, чтобы меня любили, меня поддерживали, меня радовали. Эго никогда не насытить досыта. Счастье рождается тогда, когда я люблю, я поддерживаю, я приношу радость. Делюсь всем этим, не ожидая ничего в ответ. Сделать что-то хорошее – и забыть об этом, не носить в себе свои хорошие поступки. Это ключ к безмятежности.